Размер:
Цвет:

Выступление первого заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Геннадия Федоровича Бухтина на круглом столе «Коренные народы, органы власти и бизнес: опыт сотрудничества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

 

Добрый день!

В начале своего выступления хочу поблагодарить всех присутствующих за проявленный интерес к нашей презентации.

Я представляю Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Как вы уже могли увидеть из представленного фильма, сегодня Ханты-Мансийский автономный округ – Югра во многом определяет стабильное развитие экономики нашей страны. Достаточно сказать, что в регионе добывается половина российской нефти или 7 процентов мировой, и Югра даёт значимую часть консолидированного бюджета страны.

Учитывая, что на нашей территории ведётся интенсивное промышленное освоение, большинство лицензионных участков недр частично или полностью расположены на территориях исконного проживания коренных малочисленных народов Севера, особое место в нашей работе занимают вопросы регулирования отношений между недропользователями и коренными народами, что созвучно принципам завершившегося второго десятилетия коренных народов: «Партнёрство во имя действий и достоинства».

Аналогичные вопросы взаимодействия власти, бизнеса и коренных народов возникают во многих странах мира, эта тема всегда вызывает особый интерес, поэтому мы и решили показать как всё организовано у нас, считаем, что это достойный внимания опыт.

Начну с того, что защита прав и интересов коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации в соответствии с Конституцией это предмет совместного ведения федеральных и региональных властей. Наряду с федеральным законодательством, которое определяет общие принципы, действует законодательство региональное с учётом особенностей территорий.

В нашем округе коренные малочисленные народы Севера – ханты, манси, ненцы, проживают в местах традиционного проживания, перечень которых утвердило правительство Российской Федерации, это национальные поселения и межселенные территории в тайге, и часть проживает в городах.

На межселенных территориях округа, на которых и осуществляется в основном промышленная деятельность, зарегистрировано 475 территорий традиционного природопользования регионального значения, на базе ранее образованных родовых угодий, на которых сотни лет проживали и вели хозяйственную деятельность семьи коренных народов, общей площадью почти 14 миллионов гектаров (сравнимо по территории штаты Иллинойс, Арканзас, Алабама и др.).

Территории традиционного природопользования мы рассматриваем как важнейшую основу жизнеобеспечения, существенный фактор, влияющий на сохранение традиционного образа жизни, языка и культуры данных народов.

Площади территорий традиционного природопользования различны, они сложились исторически. Так для примера, самое большое ТТП в Берёзовском районе занимает община Кимкьясуй 630 000 га или 6 300 кв. км, что по площади сравнимо с площадью штата Делавер или  больше в полтора раза площади штата Род-Айленд здесь в США и на этой территории проживает и ведет традиционную деятельность, подчеркну, одна община общей численностью 90 человек.

Основой сложившихся отношений между коренными жителями, Правительством автономного округа и нефтегазовыми компаниями, определённых законодательством Югры, а это два основных региональных закона: «О недропользовании» и «О территориях традиционного природопользования», являются:

1) согласование с коренными жителями места размещения производственных объектов, установление особого правового режима использования территорий традиционного природопользования;

2) компенсация коренным жителям за ограничения пользования и нанесение ущерба местам их исконного проживания промышленной деятельностью организаций всех форм собственности.

В этом году мы заканчиваем проведение функционального зонирования территорий традиционного природопользования. Это зонирование показывает, где расположены жилые постройки коренных жителей, кладбища, места поклонений, оленьи пастбища, места возможной хозяйственной деятельности и многое другое. В силу закона территории традиционного природопользования являются особо охраняемыми территориями и отображаются на схеме территориального планирования округа. Вся эта информация также внесена в территориальную информационную систему (ТИС) Югры, она используется при проектировании и рассмотрении вопросов строительства или иного  развития территорий. Необходимо подчеркнуть, что материалы зонирования согласованы с проживающими на территории коренными жителями. И в этом реализуется принцип осознанного согласия, который декларируется Организацией Объединенных Наций.

Урегулирование вопросов между компаниями-недропользователями и представителями коренных малочисленных народов Севера осуществляется в рамках заключения договоров и соглашений об использовании земель в границах территорий традиционного природопользования.

Существенные условия таких договоров определены нормативными правовыми актами автономного округа, в частности модельным соглашением, утверждённым правительством округа, а содержание конкретизируется в результате договоренностей сторон.

Федеральными властями также утверждены методические рекомендации по расчёту ущерба, они в настоящее время проходят апробацию.

Как правило, компании-недропользователи, в соответствии с заключёнными соглашениями, каждой семье, на территории хозяйствования которой ведётся промышленная деятельность, дополнительно к деньгам выделяют материально-технические средства: топливо, транспорт, оборудование, электростанции, средства связи. Прописаны вопросы лечения, образования, трудоустройства в компанию.

На конец 2014 года между семьями коренных народов и недропользователями заключено 867 экономическое соглашение, которыми охвачено 3471 человека, на 263 территориях, общая сумма выплат только с 2008 по 2014 годы составила порядка 2 миллиардов рублей.

Количество ведущих традиционный образ жизни на территориях традиционного природопользования увеличилось с 2453 человек в 2005 году до 4 299 человек в 2014 году.

Крупнейшие компании-недропользователи, работающие в округе, являются социально ответственными. В каждой имеются подразделения, отвечающие за работу с коренным населением, сотрудники которых, особенно давно работающие, являются без преувеличения членами семьи коренного населения и не только знают, что происходит в семье, но доходит до того, что знают даже клички собак, оленей.

В компаниях разработаны памятки о правилах поведения сотрудников на территориях проживания коренного населения, запретах, например, запрете охоты, запрете нахождения собак, запрете находиться в определенных местах – святилищах, захоронениях и так далее. Все работники под роспись знакомятся с ними и в случае нарушений несут ответственность вплоть до увольнения.

Конечно, иногда возникают споры, поскольку это все-таки экономические отношения.

Но главное, нами разработан механизм их разрешения. В случае возникновения конфликтной ситуации, либо когда стороны не договорились о размерах компенсации, подключается созданная в округе  постоянно действующая комиссия по вопросам территорий традиционного природопользования, которая рассматривает вопросы размещения промышленных и иных сопутствующих объектов с участием коренных народов и представителей компаний-недропользователей. По результатам работы комиссии Правительством автономного округа принимаются решения о размещении либо в отказе в размещении объектов недропользования.

В случае несогласия с решением комиссии, правительства, стороны имеют право обратиться на любом этапе в судебные инстанции.

Причём представители коренных народов не останутся один на один в суде, с заведомо более сильным противником. В округе принят закон о бесплатной юридической помощи и за счёт окружного бюджета возможно нанять адвоката, который и будет представлять интересы коренного жителя Севера, для него бесплатно. Важно, что до настоящего времени споры удавалось решать путём переговоров и до подачи заявлений в суд дело не доходило.

Хотел бы заметить, что коренное население, особенно молодёжь, для усиления своих позиций в переговорах с компаниями очень эффективно используют и средства массовой информации, и социальные сети, и общественные организации, выводя экономические споры в публичную плоскость. Тем более, что интернет у нас в округе имеется во всех самых отдалённых поселениях.

Важный вопрос: соблюдение экологической безопасности в местах традиционного проживания.

Правительством автономного округа заключены социально-экономические соглашения с компаниями, в которых предусмотрен большой экологический блок, в них компании берут на себя конкретные обязательства по соблюдению экологических стандартов, устранению за свой счёт нарушений, таких как рекультивация ранее нарушенных земель, замена изношенных трубопроводов, уменьшение сжигания попутного нефтяного газа и так далее.

И здесь большую помощь оказывает коренное население.

В целях защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера при осуществлении северного оленеводства, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасностью, подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между региональным органом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений и общественными организациями автономного округа «Спасение Югры», «Союз оленеводов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». При реализации соглашения общественные организации, коренное население привлекаются для проведения контрольных мероприятий, информирование Природнадзора Югры о нарушении законодательства в отношении объектов животного мира, лесного фонда, водных ресурсов, для принятия действенных мер.

В Югре в соответствии с действующим законодательством охотпромысел в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.

Вопросы экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, а так же мест их компактного проживания обеспечивается посредством реализации комплекса программ. В настоящее время в автономном округе реализуется государственная программа «Социально-��кономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В программе заложены механизмы более активного вовлечения коренных народов в экономическую жизнь автономного округа с учётом сохранения уникальной культуры и традиционного природопользования коренных народов Югры.

Ещё примерно в шести долгосрочных программах автономного округа утверждены подпрограммы и мероприятия, затрагивающие вопросы жизнедеятельности коренного населения, а так же мероприятия, направленные на развитие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Вопросы трудозанятости, охраны здоровья, образования, обеспечения жильём, строительства социальных объектов, дорог и так далее.

В последние годы в автономном округе получили развитие такие формы организации производства и занятости, как национальные общины, которые зачастую во многих сёлах и посёлках являются единственным хозяйствующим субъектом. Общины несут в себе в большей мере социальный эффект, который выражается:
- в обеспечении занятости населения в отдалённых населённых пунктах;
- в приобщении молодёжи из числа КМНС к занятиям традиционными промыслами;
- в сохранении и развитии традиционной культуры и национальных видов спорта.

Всего в Реестре организаций на конец 2014 года состоит 96 общин с общей численностью работающих почти 1500 человек.

На территории округа субъекты КМНС предоставляют следующие услуги:
- реализация продукции традиционной хозяйственной деятельности;
- организация и участие в мероприятиях этнокультурного характера;
- предоставление туристических услуг.

Следует отметить, что год от года повышается качество и ассортимент услуг предоставляемых общинами и предприятиями КМНС. Деятельность общин и предприятий КМНС позволяет сохранить природные экосистемы, культуру и традиционное природопользование, обеспечить поставку на рынок отечественной экологически чистой и диетической продукцией.

Значительная роль в государственной поддержке традиционных отраслей хозяйствования принадлежит системе субсидирования и компенсаций. В рамках реализации государственных программ автономного округа осуществляются:
- возмещение части затрат на содержание  поголовья северных оленей;
- гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, выделяются субсидии на компенсацию части затрат на содержание маточного поголовья животных;
- предприятиям субсидируется продукция охотпромысла, дикорастущих и лекарственно-технического сырья;
- поддерживается реализация товарной пищевой рыбы и пищевой рыбопродукции; возмещаются процентные ставки по кредитам;
- субсидируется обустройство территории традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами;
- физическим лицам компенсируется приобретение материально-технических средств.

На сохранение традиционного образа жизни, развитие традиционной хозяйственной деятельности и промыслов, социального обеспечения малоимущих жителей из числа коренных народов автономного округа, обеспечение жильём в 2005-2014 годах из бюджета автономного округа через целевые программы было выделено более 6 миллиардов рублей.

Получила развитие государственная поддержка проектов, способствующих развитию традиционной хозяйственной деятельности через предоставление грантов, в части развития северного оленеводства, дикоросов, рыболовства и охотпромысла. Проекты-победители направлены на развитие системы сбора, хранения и переработки дикоросов, продукции охотпромысла и рыбодобычи в автономном округе, к примеру, приобретение мобильных пунктов переработки дикоросов и мяса оленя. Увеличение производственных мощностей организаций и предприятий, осуществляющих деятельность в сфере традиционного хозяйствования коренных народов Севера, позволило снизить расходы предприятий и оптимизировать процесс переработки продукции.

В округе проводится планомерная работа по созданию условий для формирования единого производственного цикла от заготовки до переработки сельскохозяйственной продукции. В некоторых поселениях действуют приёмные пункты, что является источником дополнительных доходов для жителей труднодоступных мест. В целях развития этой системы принят региональный закон о факториях.

Помимо оказания мер государственной поддержки органами исполнительной власти автономного округа осуществляются мероприятия, направленные на содействие в развитии экономической деятельности субъектов КМНС:
- содействие в организации и обеспечение участия в выставочных и конкурсных мероприятиях;
- участие в мероприятиях, проводимых федеральными органами власти и органами власти автономного округа, органами местного самоуправления по вопросам развития коренных малочисленных народов Севера.

Одно их новых направлений деятельности Правительства автономного округа – развитие этнотуризма, вовлечение коренного населения в создание и развитие рекреационной деятельности.

Ресурсы туризма автономного округа – это памятники природы и культурное наследие региона, наличие этнографических объектов, традиции, верования, обряды и другие составляющие культурного пространства коренных народов автономного округа. Немаловажно, что интерес к особенностям культурного пространства региона создает мотивацию для его посещения, как у иностранцев, так и у туристов со всей России.

Именно вовлечение национальных общин в хозяйственную деятельность, а так же оказание туристских услуг является непременным условием сохранения и возрождения культурных ценностей северных народов. Делается ставка на поиск нестандартных идей и проектов, на появление туров, нацеленных как на экстремальный, так и на семейный отдых. Но главный акцент делается именно на демонстрацию приезжим, в том числе и иностранным туристам, традиционных укладов жизни – посещение этностойбищ, промыслов – охота и рыбалка.

Благодаря такой взвешенной политике, основанной на взаимодействии власти, бизнеса, коренными народами удалось достигнуть определённых результатов: естественный прирост коренного населения продолжает расти, значительно увеличилась продолжительность их жизни, её качество. И самое главное, нам всем вместе удалось сохранить самобытную культуру, традиционный образ жизни, исконную среду обитания, родные языки, а значит, и сохранить народы.

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 30.04.2015 12:46        Обновлено: 26.04.2018 12:04