Размер:
Цвет:

Выступление начальника отдела межведомственной координации вопросов демографической и семейной политики Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Владимировны Гусевой

 

Выступление
начальника отдела межведомственной координации вопросов демографической и семейной политики Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Гусевой Натальи Владимировны
на Окружном семинаре «Развитие этноотдыха в период детской летней оздоровительной кампании»
(г. Урай, 28 сентября - 1 октября 2015 года)

 

Слайд 1

Сохранение и развитие этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Севера в системе организации отдыха и оздоровления детей в Югре.

Развитие системы отдыха и оздоровления детей в современных условиях является одним из основных направлений государственной социальной политики, организация отдыха и оздоровления детей – неотъемлемой частью социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Одним из сегментов системы организации отдыха и оздоровления детей в Югре, ее неотъемлемой частью является организация отдыха и оздоровления детей в этнической среде в целях сохранения родного языка, традиций и обычаев подрастающего поколения из числа малочисленных народов Севера, а также приобщение детей других национальностей, проживающих в Югре, к культуре, промыслам, национальным традициям коренных малочисленных народов Севера.

Цитата из выступления Н.В. Комаровой перед парламентариями на заседании Думы Ханты-Мансийского автономного округа 13 сентября 2015 года о приоритетах социально-экономического развития региона:

«Здесь выделю проект по сохранению и развитию языков ханты, манси. Языков, хранящих код югорской земли, объединяющих нас, делающих сильными и способными на большее ради родной земли, ради нашего дома».

Отдых и оздоровление детей в этнической среде осуществляется через организацию деятельности  этнооздоровительных лагерей, этноплощадок, этноцентров.

 

Слайд 2

Результаты: за три года увеличилось количество:

- этнолагерей, этноплощадок, этноцентров на 44 % (или 4 организации) с 9 в 2013 году до 13 в 2015 году;

- детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в этнической среде, , на 21,2 % (или на 112 детей) с 528 детей в 2013 году до 640 детей в 2015 году.

Речь идет об отдыхе детей в этнической среде, организованного за счет субвенций на указанную цель.

2013 год: 5 МО (Березовский район, Белоярский район, Кондинский район, Ханты-Мансийский район, город Урай); 8 этнолагерей + 1 этноплощадка; охват – 528 детей.

2014 год: 5 МО (Березовский район, Белоярский район, Кондинский район, Ханты-Мансийский район, город Урай); 11этнолагерей + 3 этноплощадки; охват – 605 детей, что больше по сравнению с 2013 годом на 77 детей.

2015 год: 7 МО (Березовский район, Белоярский район, Кондинский район, Ханты-Мансийский район, город Урай, Октябрьский район, Сургутский район); 8 лагерей + 2 этноцентра (Кондинский район) + 3этноплощадки (Белоярский район – 2, Сургутский район – 1); охват – 640 детей, что больше по сравнению с 2014 годом на 35 детей.

В данных муниицпальных образованиях отдых и оздоровление детей организованы за счет субвенций, выделяемых на указанную цель, предусмотренных государственной программой «Социальная поддержка жителей ХМАО-Югры на 2014–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.11.2013 № 421-п).

Напомню, с 1 января 2014 года в общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включены денежные средства, направляемые на развитие этнолагерей, этноплощадок, этноцентров, функционирующих на территории муниципальных образований автономного округа.

Согласно утвержденной методике расчета объем субвенций на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в этнической среде составляет 3 процента от общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для осуществления переданных отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей  (97 процентов - общий объем расходов на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей).

 

Слайд 3

За три года общий объем субвенций увеличился на 7,2% или 513,5 тыс. рублей:

2013 год - 7 160,0 тыс. рублей;

2014 год - 7 027,8 тыс. рублей (факт, изначально было выделено 7 236,6 тыс. руб., перераспределение средств: Березовский район – уменьшение, Кондинский район - увеличение);

2015 год - 7 673,5 тыс. рублей (план 7 139,6 тыс. руб., перераспределение средств: Березовский район - увеличение, Кондинский район - уменьшение).

По информации, представленной органами местного самоуправления, по состоянию на 1 сентября 2015 года средства бюджета автономного округа (субвенции) освоены на 85,7%.  Отмечается 100% освоение средств в 6-ти муниципальных образованиях (Березовский район, Белоярский район, Кондинский район, Ханты-Мансийский район, город Урай, Октябрьский район) и 0 % - Сургутский район по объективной причине – появлении пришлого медведя в предполагаемом месте проведения экспедиции. В целях обеспечения безопасности детей администрацией Сургутского района принято решение о переносе сроков, места организации отдыха детей. Отдых будет организован в период осенних каникул.

 

Слайд 4

Программы с этнокультурным компонентом реализовывались также на базе лагерей с дневным пребыванием детей, палаточных лагерей, этноплощадках в 9-ти муниципальных образованиях (без субвенций на указанную  цель), что позволило охватить дополнительно 1954 ребенка школьного возраста (Сургут, Когалым, Нягань, Ханты-Мансийск, Нефтеюганский район, Нижневартовский район, Нижневартовск, Нефтеюганск, Мегион, Лангепас).

 

Слайд 5

Планы на 2016 год

Практика организации этноотдыха, деятельность по ее совершенствованию будет продолжена в 2016 году.

В 2016 году субвенции на организацию отдыха и оздоровления детей в этнической среде получат 10 муниципальных образований, на территории которых в 2015 году реализовывались, а также апробировалисьэтнопрограммы, и которые представили заявку на их реализацию в 2016 году (Березовский район,   Белоярский район,  Кондинский район,  Ханты-Мансийский район, Урай,  Октябрьский район,  Сургутский район, Ханты-Мансийск, Нижневартовский район, Когалым).

Общий объем субвенций в 2016 году составляет 8 819,0 тыс. руб., что на 14,9 % или 1 145,5 тыс. руб. больше, чем в 2015 году.

Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на 2016 год на организацию отдыха и оздоровления детей в этнической среде в рамках подпрограммы «Дети Югры» государственной программы «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы»

Наименование муниципального образования 2016 год
Количество детей, фактически оздоровленных в этнической среде на территории отдельного муниципального образования в 2014 году, чел. Расчетный объем субвенции в этнической среде, тыс. руб.
г. Ханты-Мансийск 7 79,1
Сургутский район 15 169,4
Нижневартовский район         36 406,5
г. Урай 50 564,6
Октябрьский район 60 677,5
Ханты-Мансийский район         60 677,5
Кондинский район 100 1 129,2
г. Когалым 110 1 242,1
г. Белоярский 150 1 693,8
Березовский район 193 2 179,3
субвенции в этнической среде 8 819,0

 

Дополнительно при организации палаточных лагерей с этнокультурным компонентом муниципальные образования автономного округа вправе воспользоваться средствами бюджета автономного округа в виде субсидий на организацию питания детей в палаточных лагерях.

28 августа 2015 года на заседании Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждено постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 284-п «О внесении изменений в постановлениеПравительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от  27 января 2010 года № 21-п «О порядке организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», которым предусматривается увеличениес 1 января 2016 года нормативов предельной стоимости питания на одного ребенка в день в лагерях с дневным пребыванием детей, палаточных лагерях, организованных в автономном округе, и путевки, приобретаемой за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Слайд 6

Норматив стоимости путевки и питания в лагерях с дневным пребыванием детей увеличивается на 23,5%; стоимости питания в палаточных лагерях – на 16,3%.

Индексация нормативов предельной стоимости путевки, стоимости питания в лагерях с дневным пребыванием детей, производилась в 2012 году; стоимости питания в палаточных лагерях – в 2013 году.

 

Нормативы стоимости питания в лагерях с дневным пребыванием детей, палаточных лагерях

  2014, 2015  годы (факт) 2016 год (план) Разница (руб.)
Двухразовое питание
городские округа 181,0 рубль 223,57 рубля + 42,57
муниципальные районы 199,0 рублей 245,8 рублей + 46,8
Трехразовое питание
городские округа 272,0 рубля 335,97 рублей + 63,97
муниципальные районы 299,0 рублей 369,32 рублей + 70,32
Пятиразовое питание
палаточные лагеря 503,0  рубля 585,03 рублей  

 

Слайд 7

 

Нормативы предельной стоимости путёвки, приобретаемой за счет средств бюджета автономного округа

  2014, 2015 годы (факт) 2016 год (план) Разница (руб.)
оздоровительные организации, расположенные на территории автономного округа 1 100,0 рублей 1 358,71 рублей + 258,71
оздоровительные организации, расположенные за пределами автономного округа 1 300,0 рублей 1 605,76 рублей + 305,76
организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1 690,0 рублей 2 087,48 рублей + 397,48

 

Слайд 8

Итоги проведения окружного этапа конкурса «Лучший оздоровительный лагерь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 7 июня 2013 года № 214-п (в редакции от 24.04.2015) «О конкурсе «Лучший оздоровительный лагерь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – постановление), в целях выявления организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, осуществляющих деятельность по отдыху и оздоровлению детей, имеющих наилучшие показатели деятельности, Депсоцразвития Югры в период с 20 августа по 10 сентября 2015 года организован и проведён окружной этап конкурса «Лучший оздоровительный лагерь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Конкурс) по 4 номинациям:

«Лучший загородный оздоровительный лагерь» - 4;

«Лучший лагерь труда и отдыха» - 5;

«Лучший лагерь с этнокультурным компонентом» - 7;

«Лучший палаточный лагерь» - 8.

В Конкурсе приняли участие 24 оздоровительные организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей от 6 до 17 лет (включительно),  из 14  муниципальных образований автономного округа (г. Лангепас, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск, г. Покачи, г. Радужный,    г. Советский, г. Сургут, г. Урай, г. Ханты-Мансийск; Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский районы).

Не представлены заявки на участие в Конкурсе из муниципальных образований: г.Когалым, г.Мегион, г.Нягань, г.Пыть-Ях, г.Югорск, Березовский, Октябрьский, Сургутский районы.

Организационным комитетом Конкурса определены 12 оздоровительных организаций-победителей, набравших наибольшее суммарное количество баллов по всем критериям оценки, из 11 муниципальных образований автономного округа.

В соответствии с постановлением победителям конкурса предоставляется денежное поощрение на укрепление материально-технической базы оздоровительных организаций. Объем финансирования окружного Конкурса, предусмотренный государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 421-п, составляет                   1320,0 тыс. рублей.

 

Слайд 9

Номинация «Лучший лагерь с этнокультурным компонентом»

№ п/п Наименование лагеря

Средний балл

(максимально возможное количество баллов – 182)

Размер денежного поощрения

(руб.)

1. Детское этнокультурное стойбище «Нумсангёх» (полевой стационарный лагерь с круглосуточным пребыванием детей), Белоярский район 153,6 110 000,0
2. Палаточный лагерь «Мосуннявремат» на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа», с.Кышик, Ханты-Мансийский район 140,3 90 000,0
3. Лагерь с дневным пребыванием детей «Юрт няврамыт» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский этно-культурно-образовательный центр «Лылынг-союм», г. Ханты-Мансийск 139,6 60 000,0
4. Детский этно-оздоровительный центр «Юрсил», г. Урай 127,3  
5. Стационарный палаточный лагерь на базе этнооздоровительного центра «Мит-Ущ», Кондинский район 126,3  
6. Лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Патриот», г. Лангепас 112  
7. Лагерь с дневным пребыванием детей «Золотой ключик» на базе  муниципального автономного  образовательного учреждения дополнительного образования детей города Нижневартовска «Детская школа искусств №2», г. Нижневартовск 109,3  

 

Оргкомитет окружного Конкурса отмечает разнообразие представленных программ отдыха и оздоровления детей, которые являются актуальными и востребованными.

Вместе с тем, часть представленных материалов подготовлены без учёта критериев оценки конкурсных материалов, утверждённых постановлением.

 

Слайд 10

Замечания по критериям (снижение баллов):

«Основные критерии»:

- «наличие социального партнерства» (до 10 баллов) – средний балл – 2,9; отсутствие информации, 2 эксперта не оценили, оценила только Алферова Л.А., которая знает специфику работы каждого лагеря;

- «доля детей, находящихся в ТЖС,  том числе состоящих на учете в органах системы профилактики» (до 10 баллов) – оценки от 2 до 5 баллов, средний балл – 3;

- «средний показатель оздоровительного эффекта» (до 10 баллов) – оценки от 3 до 10 баллов, средний балл – 7.9;

- «информационная открытость оздоровительной организации»:

наличие в информационно-телекоммуникационной сети Интернет актуального официального сайта/страницы (анонсы мероприятий, интервью, фото, видеоролики) (до 10 баллов) - оценки 6-10 баллов, средний балл – 9,2;

освещение деятельности оздоровительной организации в средствах массовой информации (радио, телевидение, печать) с предоставлением подтверждающих материалов (до 10 баллов) – оценка от 4 до 10 баллов, средний балл – 5,9.

 

Слайд 11

«Дополнительные критерии»:

- «наличие фотоматериалов, иллюстрирующих досугово-оздоровительную деятельность оздоровительной организации»  (до 5 баллов) – оценки от 1 до 5 баллов, средний балл –  4;

- «наличие видеоматериалов, иллюстрирующих досугово-оздоровительную деятельность оздоровительной организации, а также созданные условия отдыха и оздоровления» (до 10 баллов) – оценки от 0 до 10,   средний балл –  6;

- «наличие различных форм санитарно-просветительской деятельности, организованной медицинским работником (видеоролики, тренинги, профилактические акции, информационные площадки по борьбе с вредными привычками, оказанию первой медицинской помощи) с представлением подтверждающих материалов» (до 10 баллов) – оценки от 4 до 10,   средний балл –  7.

 

Слайд 12

(критерии для номинации «Лучший лагерь с этнокультурным компонентом»)

- «привлечение специалистов – носителей традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера в сфере изучения родного языка, фольклора, танцевального и музыкального искусства, декоративно-прикладного творчества, этноспорта, этнографии и этнологии, традиционных навыков (ловля рыбы народными способами, сбор дикоросов, установка и плетение рыболовецких снастей, изготовление охотничьих ловушек» (до 10 баллов) – оценки от 4 до 10,   средний балл –  6;

- «использование фольклорного и этнографического материала коренных малочисленных народов Севера» (до 10 баллов) + «наличие и использование традиционной одежды обских угров (1 балл) = 11 баллов  – оценки от 0 до 10,   средний балл –  6;

- «обеспеченность традиционными предметами быта коренных малочисленных народов Севера» (1 балл), в 2-х организациях  (Лангепас, Нижневартовск) – 0 баллов, средний балл –  0,7.

 

При оценивании конкурсных материалов учитывались отсутствие/выявление нарушений санитарно-эпидемиологических требований, комплексной безопасности при проведении оздоровительной кампании детей в текущем году, а также в году, предшествующем проведению Конкурса.

 

Слайд 13

В перечень конкурсных материалов, обязательных для предъявления включены следующие документы:

- документ (сведения) территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу об отсутствии/выявлении  нарушений оздоровительной организацией санитарно-эпилемиологических требований в период оздоровительной кампании детей в текущем году, а также в году, предшествующем проведению Конкурса – необходимо было сделать запрос в территориальный отдел Роспотребнадзора по автономному округу, вместо  этого были представлены акты приемки;

- документ территориального отдела Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по автономному округу в период оздоровительной кампании детей в текущем году, а также в году, предшествующем проведению Конкурса – отсутствие документа.

Пришлось делать запросы в соответствующие надзорные органы и просить их представить соответствующую информацию в кратчайшие сроки (сроки проведения Конкурса определены положением с 20 августа по 10 сентября – 20 дней с учетом выходных). Все этнолагеря, организованные на стойбищах, оснащены необходимым инвентарем и оборудованием, соответствующим нормам СанПина, пожарной безопасности, также в лагерях имеются средства связи и средства обеспечения безопасности на воде.

- справка, подтверждающая отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год – представлены с опозданием.

Мне хочется поблагодарить сегодня всех руководителей оздоровительных учреждений за слаженную деятельность, ответственный подход к организации детского отдыха.

Практика показывает, что с каждым годом такая форма отдыха и оздоровления как отдых и оздоровление детей в этнической среде развивается, но не весь имеющийся потенциал используется. Надеюсь, что сегодняшний семинар станет стимулом для организации данной формы детского отдыха, поможет завязать контакты для обеспечения качественного отдыха (в том числе обеспечения кадрового потенциала).

 

Слайд 14

Благодарю за внимание!

 

P.S. По данным Депобразования и молодежи Югры в округе проживают 6051 ребенок из числа КМНС школьного возраста.

Опубликовано: 08.10.2015 16:40        Обновлено: 08.10.2015 16:42