Размер:
Цвет:

Выступление полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игоря Рюриковича Холманских

Выступление
полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игоря Рюриковича Холманских

(г. Ханты-Мансийск, 5 декабря 2014 года)

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС ПОВЕСТКИ

«О реализации государственной политики поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера по итогам Второго международного десятилетия коренных народов мира (на опыте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»)

 

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас на втором в текущем году заседании нашего Совета.

В 2014 году мы активно практикуем работу на выезде. Это позволяет ознакомиться с положением дел на местах, изучить лучший опыт, а порой – поучиться на чужих ошибках.

Так, в ходе рабочей поездки на Ямал в августе текущего года я встретился с региональным активом коренных этносов. А сегодня заседание Совета состоится в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. 

В нашем разговоре участвует Губернатор автономного округа Наталья Владимировна Комарова. Хочу поблагодарить в её лице органы власти региона за гостеприимство и организацию нашего мероприятия.

Предлагаю сегодня обсудить два вопроса.

Первый из них имеет международное звучание. В 2014 году завершается второе десятилетие коренных народов мира. Оно было провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН с 1 января 2005 года.

В России, в том числе Уральском федеральном округе, серьезно отнеслись к этому международному проекту. Для нас он стал не просто декларацией, а руководством к действию.

Ярким тому примером служит Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. За период с 2005 по 2014 годы в регионе принято 56 нормативных актов, направленных на реализацию прав коренных этносов, обеспечение их социального развития, сохранение культурной самобытности.

При этом в опыте Югры можно выделить два ключевых момента.

Во-первых, работа по поддержке коренных этносов носит системный характер. В регионе четко сформулированы приоритеты, цели и задачи в этой сфере. Они закреплены в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, принятой в 2011 году. Ее практическим воплощением стала программа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы». Она утверждена Правительством автономного округа в октябре 2013 года.

Эти базовые документы служат основой для других нормативных актов и управленческих решений. Фактически сформирована дорожная карта действий, которая последовательно реализуется на практике. 

Второй важный аспект – широкое привлечение самих коренных народов к разработке государственной политики по их поддержке. Участие коренных этносов в этой работе в Югре является живым и неформальным.  Их представители входят в состав 26 коллегиальных государственных органов. Большим авторитетом и влиянием пользуются общественные объединения коренных малочисленных народов. Их мнение учитывается при принятии основных решений. И это позволяет избежать многих ошибок.  

Но главное – не затраченные усилия и средства, а полученные результаты. И они в Югре есть.

Только за 2009-2013 годы общая численность коренных этносов в регионе возросла более чем на 2 500 человек и составляет свыше 32 860 жителей.

Отмечен устойчивый рост рождаемости среди коренных жителей. Этот показатель в 2013 году был в полтора раза выше, чем по автономному округу в целом.

Резко, более чем в два раза, за последние четыре года упал общий показатель смертности среди коренных малочисленных народов. А естественный прирост среди этой группы населения увеличился за тот же период с 15,5 до 27,9 на 1000 жителей.

Но нельзя закрывать глаза и на негативные тенденции. Последние годы в Югре снижается объем государственных расходов на социально-экономическое развитие коренных этносов. Если в 2011 году на эти цели было выделено более 1 миллиарда 187 миллионов рублей, то в 2013 году – 861,8 миллиарда рублей.

В предыдущий период картина была иной. 3а 2009 - 2011 годы расходы на поддержку коренных народов в регионе выросли более чем вдвое. И это во многом обусловило позитивную динамику социально-демографических показателей. Тем более важно здесь не потерять набранный темп.

Экономическую основу для сохранения образа жизни коренных этносов составляют предприятия, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность. Еще недавно число этих предприятий быстро росло. В 2009 году в регионе действовало 49 таких хозяйственных единиц, а в 2012 году – уже 72. Но в прошлом году прирост существенно замедлился: количество вновь зарегистрированных предприятий снизилось до двух. Полагаю, что нам стоит разобраться в причинах и последствиях такой тенденции.

Остаются сложности в выстраивании взаимоотношений между коренными этносами и компаниями – пользователями природных ресурсов. В течение второго десятилетия коренных народов мира в Югре и России в целом  в этой области достигнут заметный прогресс. На фоне других стран мы выглядим вполне достойно. Но проблемные ситуации, конечно, сохраняются. Помимо совершенствования нормативной базы здесь требуется взаимная ответственность и конструктивный подход обеих сторон.

Уважаемые участники заседания!

Достижения и проблемы в деле поддержки коренных малочисленных народов во многом общие для всех регионов, где проживают такие этносы. Поэтому прошу при обсуждении опыта Югры сравнивать положение в различных регионах. Убежден, что это будет полезным для дела и поможет успешнее организовать работу в каждой из территорий.

Предлагаю перейти к обсуждению первого вопроса.

Слово предоставляется Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталье Владимировне Комаровой.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС ПОВЕСТКИ

«О направлениях взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций коренных этносов с учетом предложений Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Уважаемые коллеги!

Надежным партнером органов государственной власти в решении проблем коренных этносов является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эта организация зарекомендовала себя как влиятельное и ориентированное на конкретные дела объединение. Она консолидирует и координирует общественную активность  представителей коренных народов, генерирует знаковые социальные инициативы и проекты.

На прошлом заседании мы рекомендовали региональным органам власти заключить и пролонгировать соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией. Предлагаю сегодня обсудить, как развивается взаимодействие с этой организацией.

Совсем недавно Ассоциация провела два значимых мероприятия. 24 ноября в Москве состоялся круглый стол по вопросам законодательного регулирования взаимодействия промышленных компаний и коренных малочисленных народов. Затрагивалась, в частности, очень важная для коренных этносов проблема этнологической экспертизы. Она обсуждалась и на предыдущем заседании нашего Совета. Хотел бы услышать оценку представителей Ассоциации по поводу сдвигов в решении этого вопроса, необходимости дополнительных действий со стороны органов власти.

25 ноября прошло заседание Координационного Совета Ассоциации. Считаю полезным обсудить сегодня его итоги и рассмотреть  направления дальнейшей работы органов власти с общественными организациями коренных этносов.

Слово предоставляется президенту Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорию Петровичу Ледкову.

Опубликовано: 05.12.2014 16:59        Обновлено: 26.04.2018 12:13