Размер:
Цвет:

Доклад президента Союза оленеводов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Степана Антоновича Кечимова

 

Доклад
президента Союза оленеводов
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Кечимова Степана Антоновича
на заседании Совета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и Сибири,
проживающих на территории субъектов Российской Федерации,
находящихся в пределах Уральского Федерального округа

 

Уважаемый Борис Анатольевич, члены совета!

Одним из признаков, позволяющих отнести граждан к коренным малочисленным народам, является проживание на территориях традиционного расселения своих предков, а также занятие традиционными хозяйствованием и промыслами. Определение мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и видов их традиционного хозяйствования и традиционных промыслов имеет важное значение, поскольку связано с предоставлением малочисленным народам определенных прав и льгот.

В Югре определены особые права и льготы коренным народам в соответствии с Налоговым, Лесным, Водным, Земельным кодексами Российской Федерации, Уставом автономного округа, региональными законами.

Особые права, которыми наделены наши народы, не являются привилегиями. Это одна из форм защитных действий, направленных на то, чтобы мы могли сохранить свои особенности и традиции. Необходимо понимать, что указанные льготы – это особое право коренных народов на традиционное природорользование, важнейший элемент, направленный на сохранение этноса.

На территории Югры образовано 475 территорий традиционного природопользования регионального значения. На данных территориях осуществляют традиционное хозяйствование 4 226 человек. Региональным законодательством предусмотрены меры государственной поддержки для данной категории населения.

За 28 общинами малочисленных народов закреплены лимитируемые виды охотничьих ресурсов, обитающих на территории закреплённых охотничьих угодий. Коренные малочисленные народы Севера, ведущие традиционный образ жизни, для которых охота является основой существования, осуществляют охоту без каких-либо разрешений в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. Охота с целью ведения традиционного образа жизни осуществляется на территориях традиционного природопользования.

На территории автономного округа в целях приоритетного и равного доступа традиционное рыболовство осуществляется как на отведённых рыбопромысловых участках, так и без предоставления рыбопромыслового участка.

793 рыбопромысловых участков для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера отведено в водоёмах Югры.

На 2015 год поступило 1475 заявок на водные биологические ресурсы, общие допустимые уловы которых устанавливаются, объёмом 229 тонн, 1670 заявок на водные биологические ресурсы, общие допустимые уловы которых устанавливаются, объёмом 1588,4 тонн.

На территории Югры реализуются государственные программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, поддержки культуры, образования, здравоохранения, улучшения жилищных условий. Оказывается материальная помощь малообеспеченным гражданам, поддерживаются национальные виды промыслов, выделяются средства на изучение языка и культуры, а также на издательство национальной литературы. Большинство нефтяных и газовых компаний, работающих на территории округа, практикуют заключение договоров с коренным населением о компенсациях за использование участков территорий традиционного природопользования.

Основные мероприятия Программы сгруппированы по трём направлениям:
1. Содействие развитию экономики традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов;
2. Повышение уровня и качества жизни коренных малочисленных народов;
3. Возрождение и развитие самобытной культуры, языка и промыслов коренных малочисленных народов.

В рамках данного мероприятия предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
- компенсация затрат на приобретение материально-технических средств физических лиц;
- компенсация части затрат на приобретение северных оленей физических лиц;
- компенсация расходов на оплату обучения правилам безопасного обращения с оружием и проезда к месту нахождения организации, имеющей право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием, физических лиц;
- оказание единовременной финансовой помощи молодым специалистам, работающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, на обустройство быта;
- субсидирование обустройства земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами физических и юридических лиц;
- субсидирование добычи пушнины, боровой дичи, мяса диких животных юридических лиц.

Помимо этого, Правительством автономного округа в составе Программы КМНС в целях создания условий для развития экономики традиционных отраслей хозяйствования, сохранено мероприятие «Предоставление грантов в виде субсидий для реализации проектов и программ, способствующих развитию традиционной хозяйственной деятельности».

В целях защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера при осуществлении северного оленеводства, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасностью, в 2014 году подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и общественными организациями автономного округа «Спасение Югры» «Союз оленеводов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». При реализации соглашения были привлечены  общественные организации для проведения контрольных мероприятий, информирование Природнадзора Югры о нарушении законодательства в отношении объектов животного мира, лесного фонда, водных ресурсов.

В 2013 году подписано Соглашение между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа о сотрудничестве в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны объектов животного мира, обеспечения прав представителей коренных малочисленных народов Севера на охрану объектов культурного наследия и содействия осуществления ими традиционной хозяйственной деятельности, в области организации тушения лесных пожаров, угрожающих переходу на участки лесного фонда на приграничных территориях.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принимаются все меры для обеспечения организационных, правовых, финансовых условий для социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа.

Но все же на современном этапе развития региона всё еще остаются не решенными некоторые вопросы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Из основных отрицательных моментов, влияющих в итоге на достижения целей и эффективность политики Правительства автономного округа в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов, можно выделить отсутствие официальной (государственной) статистики по показателям жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, что существенно влияет на определение системы целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программ.

Необходимо отметить, что данное состояние дел в статистическом наблюдении сказывается и на исполнении средств федерального бюджета (в рамках соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

Принимая во внимание, что Росстатом не ведётся статистика в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, отчёт о достижении целевых показателей соглашений формируется на основе оценочных данных органов местного самоуправления муниципальных образований. Правительство Югры акцентирует внимание на том, что при реализации соглашений субъекты Российской Федерации вынуждены подводить соответствующие индикаторы под уже утверждённые Министерством регионального развития Российской Федерации (Федеральным агентством по делам национальностей), а не определять показатели исходя из объективной стороны мероприятий, предложенных регионами к софинансированию из федерального бюджета.

Слабая межведомственная координация на уровне Российской Федерации, отсутствие оперативного нормотворческого реагирования на изменения законодательной базы Российской Федерации.

Опубликовано: 01.12.2015 19:04        Обновлено: 26.04.2018 12:25