Размер:
Цвет:

Доклад первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Геннадия Фёдоровича Бухтина на заседании Национального организационного комитета по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго международного десятилетия коренных народов мира

Доклад
первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Геннадия Фёдоровича Бухтина на заседании Национального организационного комитета
по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго международного
десятилетия коренных народов мира

 

г. Москва                                                                                                                        9 июля 2014 года

 

В рамках Второго Международного десятилетия коренных народов мира в Югре в 2009 году был образован организационный комитет по вопросам содействия в проведении второго десятилетия, который возглавляет Губернатор автономного округа, были разработаны и успешно реализованы Региональные планы мероприятий на соответствующие годы. Утверждённые региональные планы синхронизированы с федеральным с учётом особенностей автономного округа. Необходимо отметить, что заложенные мероприятия в планах – это конечно же верхушка айсберга, этих мероприятий и текущей работы делается неизмеримо больше, в докладе я остановлюсь лишь на некоторых предварительных итогах.

Во втором десятилетии была продолжена работа, начатая в 90-х и начале 2000-х годов, по формированию законодательной и нормативной базы в области экономического и социально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа. Было принято 56 нормативных правовых актов, в том числе 13 законов, из них такие основополагающие, как законы о территориях традиционного природопользования, о факториях, о недропользовании, о святилищах, о фол��клоре, 10 целевых и государственных программ, 29 постановлений правительства, среди них такой важный комплексный документ как Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов и План мероприятий по её реализации, разработанные и утверждённые в 2011 году.

Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ – Югра во многом определяет стабильное развитие экономики нашей страны. Достаточно сказать, что в регионе добывается половина российской нефти или 7 процентов мировой, и Югра даёт значимую часть консолидированного бюджета страны. Учитывая, что на территории Югры ведётся интенсивное промышленное освоение, большинство лицензионных участков недр частично или полностью расположены на территориях исконного проживания коренных малочисленных народов Севера, особое место занимают вопросы регулирования отношений между недропользователями и коренными народами, что созвучно принципам второго десятилетия коренных народов: «Партнёрство во имя действий и достоинства».

На территории округа зарегистрировано 475 территорий традиционного природопользования регионального значения, общей площадью более 13 миллионов гектаров. Основой сложившихся отношений, определённых законодательством Югры, являются:

1) согласование с коренными жителями места размещения производственных объектов, установление особого правового режима использования территорий традиционного природопользования;

2) компенсация коренным жителям за ограничения пользования и нанесение ущерба местам их исконного проживания промышленной деятельностью организаций всех форм собственности.

Урегулирование вопросов между компаниями-недропользователями и представителями коренных малочисленных народов Севера осуществляется в рамках заключения договоров и соглашений об использовании земель в границах территорий традиционного природопользования.

Существенные условия таких договоров определены нормативными правовыми актами автономного округа, в частности модельным соглашением, утверждённым правительством округа, а содержание конкретизируется в результате договоренностей сторон.

Как правило, компании-недропользователи, в соответствии с заключёнными соглашениями, каждой семье, на территории хозяйствования которой ведётся промышленная деятельность, дополнительно к деньгам выделяют материально-технические средства: топливо, транспорт, оборудование, электростанции, средства связи.

Кроме того, соглашениями предусмотрены: оплата обучения и проживания членов семей коренных жителей в учебных заведениях, оплата лечения, обучение специальностям и трудоустройство в структурных подразделениях ресурсодобывающих компаний, предоставление транспортных услуг, приобретение или строительство жилья и многое другое.

На конец 2013 года между семьями коренных народов и недропользователями заключено 741 экономическое соглашение, которыми охвачено 3173 человека, на 274 территориях, общая сумма выплат только с 2008 по 2013 годы составила порядка 1,5 миллиардов рублей.

Нами разработан механизм разрешения споров. В случае возникновения конфликтной ситуации, либо когда стороны не договорились о размерах компенсации, подключается созданная в округе  постоянно действующая комиссия по вопросам территорий традиционного природопользования, которая рассматривает вопросы размещения промышленных и иных сопутствующих объектов с участием коренных народов и представителей компаний-недропользователей. По результатам работы комиссии Правительством автономного округа принимаются решения о размещении либо в отказе в размещении объектов недропользования.

В случае несогласия с решением комиссии, правительства, стороны имеют право обратится на любом этапе в судебные инстанции.

Причём представители коренных народов не останутся один на один в суде. В округе принят закон о бесплатной юридической помощи и за счёт окружного бюджета возможно нанять адвоката, который и будет представлять интересы коренного жителя Севера. Важно, что до настоящего времени споры удавалось решать путём переговоров и до подачи заявлений в суд дело не доходило.

Отмечу, что ни в одном другом субъекте России такого количества ТТП нет. Мы долгое время работаем с регулированием ТТП, нами накоплен определённый опыт, который возможно использовать на уровне Российской Федерации. Проведено функциональное зонирование половины территорий традиционного природопользования в Сургутском и Нижневартовском районах (на территории которых наиболее активно идёт промышленное освоение), и эта работа будет продолжена, также выделяются финансовые средства на обустройство территорий традиционного природопользования, принят закон об отражении в схеме территориального планирования территорий традиционного природопользования как особо охраняемых территорий.

Как результат такой поддержки и регулирования количество ведущих традиционный образ жизни на территориях традиционного природопользования увеличилось с 2453 человек в 2005 году до
4 213 человек в 2013 году.

Количество общин коренных народов увеличилось с 52 общин в 2004-2005 годах до 92 в 2013 с общей численностью 1539 человек, из них две трети составляют коренные – 1051 человек.

Количество оленей в хозяйствах увеличилось с 27 300 в 2004 году до 40 068, что уже близко к максимальной оленеёмкости существующих пастбищ в 45 000 оленей.

Вопросы экологии и сохранения окружающей среды являются одной из первостепенных задач. Мы приняли окружную программу обеспечения экологической безопасности, которая предусматривает внедрение системных измерений состояния окружающей среды, что позволит увеличить долю учтённых объектов негативного воздействия на окружающую среду и по каждому из них выстроить, что называется, план оздоровления. Подписали соглашения с компаниями, с большим экологическим блоком, где они берут на себя обязательства. Все эти меры дают возможность оперативно и действенно влиять на состояние окружающей среды и поддерживать сохранность исконных угодий, на которых традиционно проживают коренные народы. А там, где необходимо – немедленно реагировать и предотвращать загрязнения или ухудшение состояния окружающей среды. Причём в этой работе коренные жители принимают непосредственное участие.

Учитывая наработанный опыт, эффективную законодательную базу делегация Ханты-Мансийского автономного округа – Югры презентовала эту практику сложившихся отношений между недропользователями и коренными народами на 11 сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. В рамках сессии была организована дискуссия за круглым столом на тему взаимодействия органов власти, бизнес-структур и общин коренных народов на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Участники мероприятия дали положительную оценку деятельности в обеспечении прав коренных народов и рекомендовали применять опыт Югры.

Обеспечение качества и доступности медицинской помощи независимо от места жительства – одна из основных задач при реализации в округе мероприятий второго десятилетия. По причине разветвленного административно-территориального деления автономного округа и большого количества сельских населенных пунктов, среди которых преобладают «малые сёла» с населением до 500 человек, локального проживания коренных малочисленных народностей Севера, занимающихся традиционными промыслами и проживающими в стойбищах, развитие сельского здравоохранения имеет приоритетный характер.

Нами широко используются вертолетная и самолетная авиация, как для оказания экстренной медицинской помощи населению отдалённых труднодоступных территорий, так и для медицинской эвакуации в специализированные медицинские центры. Например, в 2013 году санитарной авиацией Югры выполнено 1858 санитарных авиационных заданий, при этом эвакуировано 2427 человек в угрожающих жизни и здоровью пациентов состояниях. Под наблюдением медицинских работников находится 2308 человек, проживающих в 559 стойбищах.

В целях приближения первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи сельскому населению, проживающему в труднодоступной местности, в автономном округе создано специализированное передвижное формирование – передвижная консультативно-диагностическая поликлиника, которая работает 7,5 месяцев в году – 2,5 месяца в зимний период (с переносной портативной аппаратурой) на базе участковых больниц, передвигаясь преимущественно автотранспортом. В летний период поликлиника осуществляет свою деятельность на базе теплохода «Николай Пирогов» в течение 5 месяцев.

На базе передвижной консультативно-диагностической поликлиники развёрнута операционная, в которой выполняются амбулаторные хирургические операции, размещены лаборатория, ультразвуковое, эндоскопическое, флюорографическое, стоматологическое отделения, спутниковый телемедицинский комплекс.

Ежегодно передвижная консультативно-диагностическая поликлиника оказывает медицинскую помощь жителям 40-45 отдалённых посёлков округа и осматривает до 12 тысяч человек, в т.ч. 2,5-3 тысячи человек – представителей КМНС.

В 22 медицинских организациях внедрена телемедицинская система удалённого мониторинга электрокардиограмм для пациентов, проживающих в отдалённых населённых пунктах.

В период с 2005 года построены и реконструированы 50 объектов здравоохранения автономного округа в местах традиционного проживания КМНС, в том числе 36 фельдшерско-акушерских пунктов с жильём для медицинского работника модульного типа, 3 врачебные амбулатории, 5 участковых больниц  на 214 коек, 1 стационар на 62 койки, 1 районная стоматологическая поликлиника.

В настоящее время ведётся строительство и реконструкция еще 4-х объектов здравоохранения – строительство участковой больницы на 25 коек с поликлиникой на 85 посещений в смену, 2 участковые больницы, реконструкция больничного комплекса на 235 коек и 665 посещений.

Развитие здравоохранения, позитивные социальные изменения проявляются в увеличении численности населения.

Демографические показатели, характеризующие состояние здоровья коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Югре, имеют устойчивую положительную динамику.

Выросла рождаемость среди коренных народов с 22,0 промилле (родившихся на 1000 населения) в 2005 году до 31,9 промилле в 2013 году, что в 3 раза выше общероссийских показателей. Показатель рождаемости среди коренного населения Югры имеет стойкую тенденцию к увеличению и на протяжении многих лет, и в 1,5 раза превышает показатели рождаемости по округу в целом.

Снизился показатель общей смертности малочисленных народов с 10 промилле в 2005 году до 4 умерших на 1000 населения в 2013 году, что ниже общероссийского в 3 раза и чуть ниже окружного. Также можно отметить стойкую тенденцию к снижению данного показателя.

В результате положительный естественный прирост коренного населения за последние девять лет вырос с +11,8 человек на 1000 населения в 2005 году до +28 человек на 1000 населения в 2013 году. Что значительно выше, чем в целом по Российской Федерации и почти в 2,5 раза выше окружных показателей. Показатель младенческой смертности малочисленных народов в 2005 году составил 9,2 детей, умерших до 1 года, на 1000 родившихся живыми против такового в 7,5 в 2013 году, то есть также имеет место снижение показателя младенческой смертности и он ниже общероссийского показателя (8,2).

И подчеркну, что это в нашем северном регионе с неблагоприятными климатическими условиями.

При этом среднегодовая общая численность КМНС, проживающих на территории автономного округа, увеличилась за последние годы с 30 268 человек в 2005 году до 32 862 человек в 2013 году.

Ещё одним важным направлением государственной политики Правительства автономного округа в области повышения уровня качества жизни является улучшение жилищных условий коренных народов. За 9 лет с 2005 по 2013 годы смогли улучшить жилищные условия 2 408 семей из числа коренных малочисленных народов Югры. Из средств бюджета автономного округа на эти цели было потрачено более 4 миллиардов рублей.

Для коренных малочисленных народов Югры состояние родных языков и сферы их использования воспринимается как важный показатель этнической самобытности. Родной язык – это непременное условие устойчивого существования и развития этноса.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в различные образовательные программы включены 8 предметов этнокультурного содержания. С 2011 года в автономном округе реализуются экспериментальные программы по этнообразованию на базе 7 учреждений.

Постановлением Правительства автономного округа с 2011 года образован Научно-координационный совет по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов.

На сегодняшний день изучение родных языков обских угров организовано в 9 детских садах (г. Нижневартовск, Белоярский, Берёзовский, Нижневартовский районы) для 246 воспитанников (10%); 26 школах (г. Ханты-Мансийск, Белоярский, Берёзовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) для 1736 учащихся;

В 22 школах организована профориентационная работа по традиционным видам деятельности КМНС. Промысловые базы имеют 8 школ автономного округа.

С целью разработки моделей этносберегающего образования для детей коренных народов осуществляется поддержка и развитие опытно-экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций в 5 дошкольных образовательных учреждениях в Берёзовском и Белоярском районах, реализующих инновационный проект «Языковое гнездо».

С целью стимулирования детей и молодёжи к освоению родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера проводятся такие мероприятия, как окружная олимпиада школьников по родным языкам и традиционной культуре; различные конкурсы для обучающихся, включая конкурс исследовательских работ и т.д.

В 2012-2013 учебном году всего в конкурсах и олимпиадах приняли участие 228 учащихся с 5-х по 11-е классы, из них победителями и призёрами стали 25 человек.

В рамках программы «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах» оказаны следующие меры государственной поддержки для учащихся и студентов из числа коренных народов:

- за 2013 год, компенсацию или оплату обучения получили 673 человек. Студентам из числа коренных выплачивались дополнительные пособия, а именно: ежемесячное пособие в размере 4194 руб. для студентов ВУЗов, и 2171 руб. для студентов среднего профобразования. Ежегодное пособие на приобретение литературы (ВПО – 12582 руб., СПО – 6513 руб., НПО – 4574 руб.); единовременное пособие на приобретение одежды и обуви (первокурсникам – 40 000 руб., выпускникам – 50 000 руб.).

Студентам также производилась компенсация расходов проезда от места учёбы до места жительства; за проживание в общежитии. За 2011-2013 годы количество получателей мер государственной поддержки – 2 166 чел. Общая сумма государственной поддержки составила
120 449,1 тыс. рублей

С целью сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера в Югре продолжается выпуск газет на хантыйском и мансийском языках, выходят в эфир теле- и радиопередачи.

Государственная поддержка национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» позволила обеспечить ими всех желающих за счёт увеличения тиражей. С 2012 года окружные периодические издания на языках коренных народов Югры выходят в новом формате: А4, 16-ти полосный, из них 6 – цветные. С 2013 года в объединённой редакции создан сайт:
www.khanty-yasang.ru. У жителей округа появилась возможность читать информацию на трёх языках: хантыйском, мансийском и русском.

Мы также компенсируем доставку и негосударственных газет на национальных языках – таких у нас три.

В региональных врезках федерального телеканала «Россия-1» выходят информационные программы на национальных языках, а также культурно-просветительские передачи, рассказывающие о быте, традициях и культуре коренных народов Югры.

На окружном телеканале «Югра» выходят в эфир телевизионные уроки хантыйского и мансийского языков для детей, программа «Магия древних» посвящена обрядам и ритуалам коренных народов Севера.

С 2014 года в Югре началась работа по переводу на хантыйский и мансийский языки законов автономного округа, обеспечивающих правовые гарантии и жизнедеятельность коренных малочисленных народов Югры.

К работе по построчному переводу нормативно-правовых актов автономного округа привлечены ведущие специалисты по языкам народов ханты и манси. Запланирована объёмная работа по переводу всего законодательства автономного округа, регулирующего жизнедеятельность коренных народов.

Второй год подряд проводится конкурс по присуждению премии Правительства автономного округа имени мансийского писателя Ивана Николаевича Шесталова.

Проявляя уважение к историческим традициям, духовному наследию и культурному достоянию аборигенов Югры, по инициативе Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры традиционный праздник коренных малочисленных народов «Вороний день» законодательно установлен в качестве официального окружного праздника.

Большую роль в сохранении культурного наследия играет организация и проведение работ по выявлению, проектированию и составлению учётной документации охранных зон культовых мест и святилищ коренных малочисленных народов. На сегодняшний день в Югре под охраной государства находится 57 памятников истории и культуры – культовых мест коренных малочисленных народов Севера.

В 2013 году включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения достопримечательные места «Нёх-Урий», «Барсова гора», «Священное озеро «Еманглор-Балбанты», «Священное озеро «Имлор». В 2014 году запланировано выполнение научно-исследовательских работ для обоснования выделения достопримечательного места «озеро Нумто» в Белоярском районе, «Высокая гора» в Кондинском районе.

В целях сохранения, развития и популяризации традиционной культуры, песенного и танцевального искусства коренных малочисленных народов в 7 муниципальных образованиях автономного округа действуют 8 центров национальных культур коренных малочисленных народов Севера, в 10 муниципальных образованиях автономного округа осуществляют деятельность 38 фольклорных и самодеятельных коллективов, в 7 муниципальных образованиях – 17 детских фольклорных коллективов коренных малочисленных народов Севера.

Создан и в течение 10 лет осуществляет свою деятельность единственный в Российской Федерации профессиональный коллектив коренных малочисленных народов «Театр обско-угорских народов – Солнце».

Ежегодно проводится конкурс на получение грантов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для поддержки проектов, способствующих сохранению, развитию и популяризации фольклора, традиций, языка, промыслов и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера по 9 номинациям:

С 2012 года проводится конкурс на присуждение Грантов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на организацию отдыха в детских этнооздоровительных центрах, этнолагерях, на этноплощадках.

Сумма гранта составляет до 1 млн. рублей.

За 2 года проведения конкурса поступило 45 заявок на получение грантов, поддержано 24 проекта.

Важный вопрос – это трудозанятость коренного населения.

В целях повышения конкурентоспособности граждан из числа коренных малочисленных народов Севера органами службы занятости им оказываются услуги по профориентации, психологической поддержке, социальной адаптации, профподготовке, переподготовке, повышению квалификации. В государственную программу по обеспечению занятости населения была включена подпрограмма обеспечения занятости КМНС. Количество граждан обращающихся в службы занятости или признанных безработными неуклонно снижается. Например, в 2013 году признано безработными 204 человека, против 2944 в 2009 году.

Основное финансирование мероприятий по поддержке КМНС производится по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера». Кроме того, значительные объёмы финансирования и дополнительные меры государственной поддержки коренного населения предусмотрены в иных целевых программах, реализуемых исполнительными органами государственной власти: в сферах образования, социальной защиты, медицинского обслуживания, физической культуры, занятости населения и других.

На сохранение традиционного образа жизни, развитие традиционной хозяйственной деятельности и промыслов, социального обеспечения малоимущих жителей из числа коренных народов автономного округа, обеспечение жильём в 2005-2013 годах из бюджета автономного округа через целевые программы было выделено 6 147,5 миллионов рублей. Следует учитывать, что выделенные бюджетные средства не включают в себя затраты на строительство дорог, обеспечение северного завоза, компенсацию тарифов в децентрализованной зоне электроснабжения и компенсацию тарифов на авиа и речные перевозки, на различные мероприятия социально-культурной направленности, на строительство и содержание культурных, образовательных, спортивных объектов, объектов ЖКХ. Если всё посчитать, то конечно же указанные суммы вырастут кратно.

Благодарю за внимание!

Опубликовано: 09.07.2014 16:20        Обновлено: 26.04.2018 11:53