Размер:
Цвет:

Выступление председателя Комитета по образованию администрации Белоярского района Елены Юрьевны Ждановой

Выступление
на заседании Научно-координационного совета
по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
по 3 вопросу «О мерах органов местного самоуправления, направленных на поддержку и развитие языков коренных малочисленных народов Севера»

Председатель Комитета по образованию администрации Белоярского района Елена Юрьевна Жданова 

 

В образовательных учреждениях Белоярского района получают образование 5635 обучающихся (из них в МОСШ – 3600, в ДОУ – 2035). Представителей из числа коренных малочисленных народов Севера 709 человек (от общего числа: 12,9%, в ДОУ – 215 (3,9%), в МОСШ – 494 (8,9%), из них 60,9 % обучаются в образовательных учреждениях национальных сел (от общего числа КМНС: в ДОУ 114 (53,2%), в МОСШ – 318 (64,3%). Проживают в стойбищах 74 обучающихся (от общего числа КМНС: ДОУ – 28 (13,2%), МОСШ – 46 (9,3%).

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам для обучающихся из числа КМНС:

Дошкольное образование:

обеспечение условий для личностно-ориентированного развития детей, овладения ими хантыйским языком в непринужденной, естественной форме, развитию творчества с опорой на хантыйскую культуру при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования образовательных учреждений национальных сел;

непосредственно образовательная деятельность для освоения родного языка и литературы: один раз в неделю проводятся занятия по родному языку и литературе со всей группой детей (двуязычие, билингвизм).

Общее образование:

изучение языков коренных малочисленных народов Севера (100% обучающихся из числа коренных ��алочисленных народов Севера изучают родной язык);

реализация этнокультурного компонента содержания образования и воспитания, который помогает расширить рамки предмета родного языка и многих других предметов (история ХМАО, география ХМАО, краеведение «Мы – дети природы»), введение элективных и факультативных курсов, курсов по выбору.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование:

расширение спектра программ дополнительного образования с учетом этнокультурной составляющей («Национальные танцы», «Вокальный», «Краеведение», «Юный эколог», «Истоки», «Зырянские россыпи», «Бисероплетение», «Умелые руки», «Национальные виды спорта»);

предоставление возможности информального и неформального общения на родном языке при освоении и овладении традиционными промыслами населения КМНС (рыбодобыча, охотоведении, оленеводстве, традиционные ремесла);

социальное партнерство при организации профессиональных проб и практик, кружковой работе, занятий национальным видам спорта, исследовательской и проектной деятельности.

Организация отдыха и оздоровления:

реализация программ отдыха и оздоровления детей в этнической среде, или этноотдых (палаточные лагеря, этноклубы, этноплощадки);

погружение в языково-культурно-бытовую среду.

Реализация мероприятий подпрограммы 4 «Инновационное развитие образование» муниципальной программы «Развитие образования Белоярского района»:

обеспечение научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений по направлению «Этнокультурное образование» (за 2012-2014 гг. около 500 тыс. рублей) (МАДОУ с. Казым «Олененок» - реализация международного проекта «Языковое гнездо. Финно-угорские языки в дошкольных образовательных учреждениях», СОШ с. Казым – реализация проекта «Общеобразовательное учреждение с этнокультурной
составляющей – центр предпрофильной подготовки обучающихся»), СОШ с. Полноват – реализация проекта «Индивидуально - личностный подход к обучению и воспитанию школьников коренных малочисленных народов Севера – важнейший фактор их социально-профессионального самоопределения в жизни»);

развитие кадрового потенциала через обеспечение культурно-языковой преемственности поколений для взращивания и подготовки кадров в области языков КМНС из числа выпускников школ.

Эффективность принимаемых мер (результаты):

1) увеличение количества и повышение качества участия обучающихся Белоярского района в олимпиадах по родному языку на муниципальном и региональном уровнях:

 

  2013 2014 2015
Муниципальный уровень (принимают участие учащиеся 7-11-х классов)
Участники 25 24 -
Победители 3 3 -
Призеры 11 7 -
Региональный уровень (принимают участие учащиеся 9-11-х классов)
Участники 1 2 2
Победители 1 1 1
Призеры - 1 1

2) результативность участия педагогов в региональных этапах всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Педагог
года Югры»:

2012 год – Себурова Анастасия Евгеньевна, учитель СОШ с. Полноват, победитель в номинации «Учитель родного языка и литературы Югры»,

2014 год – Рандымова Лидия Ивановна, воспитатель МАДОУ «Олененок» с Казым, победитель в номинации «Воспитатель года Югры»,

2015 год – Каксина Софья Максимовна, учитель СОШ с. Казым, победитель в номинации «Учитель родного языка и литературы Югры»

3) 21 февраля 2015 года во Фронтальном диктанте по хантыйскому языку приняли участие 62 человека, из них 38 обучающихся,
16 родителей и 8 представителей общественности. Оценку «хорошо» получили 53,2% участников.

Перспективные направления развития этнокультурного образования и формирования языковой культуры в условиях введения ФГОС:

- создание условий через систему нормативных правовых актов;

- овладение родными языками КМНС и традиционными знаниями, формирующими целостную картину мира;

- возрождение и развитие языков и культур КМНС в условиях введения ФГОС;

- формирование этнокультурных ценностей как основы
духовно-нравственного воспитания.

Опубликовано: 16.04.2015 17:09        Обновлено: 27.05.2016 12:29